Мы в социальных сетях:
Мультимедийный центр традиционной музыки

Традицонная музыкальная школа Западного Казахстана

Западный Казахстан —  край самобытного развития инструментальной музыки, которая предстает здесь во всем своем богатстве и расцвете.  Блестящая плеяда кюйши этого региона — Богда, Махамбет, Курмангазы, Даулеткерей, Дина, Мамен, Туркеш и другие — обогатили сокровищницу не только казахской музыки, но и общетюркской.  Историческая личность, батыр, жырау и кюйши, который стоял у истоков создания домбровых школ Западного Казахстана, — Махамбет Отемисов.  Кюи Махамбета созвучны с образцами древней эпической традиции жырау, являясь одновременно «музыкальным портретом» военного времени (середина XIX века)  и его  героев — Исатая и Махамбета, которые всю свою жизнь провели во  Внутренней (Бокеевской) орде.

Мотивы мужественности, героики, которые есть в толгау (эпический жанр) Махамбета, нашли свое продолжение и в творчестве его последователя Курмангазы, равных которому по масштабу музыкального дарования не было во всем Западном Казахстане. Величайший представитель западноказахстанской традиции, прозванный в народе «күй атасы» («отец кюев»), Курмангазы Сагырбайулы — композитор, известный всему миру.  Творчество Курмангазы отличается разнообразием тематики, насыщенностью музыкально-звуковой палитры, мощной динамикой и развитостью ритмо-штриховой техники.

Таков же масштаб дарования талантливой ученицы Курмангазы — Дины Нурпеисовой. Женщина-кюйши не только достойно продолжила, но и развила в своем исполнительском и композиторском творчестве достижения Курмангазы, героико-драматическое и гражданственно-демократическое направление его школы, соединив  традиции XIX и XX веков.  В ее кюях нашло также продолжение новаторство Курмангазы в области жанров и тем домбровой музыки.

Глава второй школы, второго направления западноказахстанской домбровой традиции XIX века Даулеткерей Шыгайулы — личность особенная, а его творчество — неповторимая страница истории казахской музыки.  В домбровой традиции в связи с особой манерой исполнения и характером инструментальной мелодики в кюях сложились понятия «төре күйлері» (кюи торе — чингизидов), «төре тартыс» (стиль исполнения торе), «төре қағыс» (штрихи торе).

Большое место в казахской инструментальной музыке XIX-XX вв. занимает творчество Казангапа Тлепбергенулы. Пробивший в западноказахстанской домбровой традиции свою дорогу, Казангап основал самостоятельную композиторско-исполнительскую традицию. Одной  из несомненных его заслуг является развитие жанра «Ақжелең», основу которого составляли, по преданиям,  62 кюя

31.07.2017