Мы в социальных сетях:
Мультимедийный центр традиционной музыки

Аркинская традиционная музыкальная школа

В Аркинском регионе, занимающем восточную, северную, центральную части казахской степи нашла широкое распростронение собственная традиция певческого, исполнительского искусства, искусства сал сери.

Самый выдающийся представитель музыкальной традиции региона Арка, вобравшего в себя обширную территорию северо-восточных и центральных областей Казахстана, — Таттимбет Казангапулы. В кюях Таттимбета  очень активно использовались такие приемы игры, как алма-кезек (поочередная игра на струнах, рождающая одноголосную фактуру), прием длительного звучания одной струны и другие.

Большинство кюев Таттимбета дошло до нас благодаря кюйши-домбристу Абикену Хасенову. Талантливыми последователями, активно пропагандировавшими наследие великого кюйши, были Аккыз Ахметова, Апике Абенова, Жаксылык Омашев, Уали Бекенов, Магауия Хамзин.

Приверженцами обновленной традиции шертпе, верными спутниками, учениками и последователями Таттимбета были видные кюйши аркинского региона Тока, Абди, Сембек, Кыздарбек. Когда речь заходит о школе Таттимбета, в первую очередь называют имя самого видного кюйши этой школы —  Тоқа Шонманулы.  В народе его называли по родовой его принадлежности «Сайдалы сары Тоқа».  Будучи младше Таттимбета на 15 лет, он стал его учеником, а позже  — соратником по искусству. Все, что знал и умел, Тоқа передал своим последователям — Кыздарбеку, Абди, Баубеку. Дошли до нас  весьма многочисленные кюи и самого Тоқа.

Одной из неразгаданных личностей в домбровой традиции шертпе остался кюйши Ашимтай, который в своем единственно сохранившемся  кюе «Қоңыр қаз» («Коричневый гусь») языком кюя смог передать одно из прекрасных мгновений, состояний самой природы.  Не дошло до нас и творчество (кроме одного кюя) именитого кюйши Дайрабая. Эти единичные образцы кюев передал нам  известный домбрист Магауия Хамзин.

31.07.2017